21 мая 2015 г. на сцене Московского Губернского драматического театра состоялся отчетный концерт училища «Поэзия танца».

Людмила Михеева

Они говорят на языке классики

Язык классического искусства вечен и считается образцовым (ведь classicus и есть «образцовый»). Овладеть им очень не просто, тем более – в совершенстве, да ещё в столь юном возрасте, в каком пребывают выпускники Московского хореографического училища при МГАТТ «Гжель». Такова преамбула, с которой я хочу начать разговор об отчётном концерте училища, состоявшегося 21 мая с.г. на сцене Московского губернского драматического театра. Из детской муниципальной балетной школы, которая в далёком двухтысячном году была открыта народным артистом России, профессором Владимиром Михайловичем Захаровым, так рано ушедшим от нас, коллектив превратился в хореографическое училище, чьи успехи неоспоримы и признаны многими ценителями искусства.

В концерте было три отделения, и первое – премьера «Фотография на память» - хореографическая повесть-посвящение 70-летию Великой Победы (хореография Ксении Ойвенталь). Премьеру можно назвать одноактным балетом, и он не оставил равнодушным никого. Хореографическая повесть пронзительна своей искренностью, жизнеутверждением. Выпускники исполнили свои партии вдохновенно, мастерски, озаряемые внутренним светом.

Второе отделение ввело нас в яркий мир вечно живой классики: «Амуры. Галоп» из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса; па-де-труа из балета «Фея кукол» Й. Байера; «Русская» П. Чайковского (выпускнице Ксении Козьминой на сцене был вручён приз за эталонное исполнение танца от Фонда К. Голейзовского). «Амуры. Галоп» вызывают восхищение чистотой исполнения юных танцоров, возникают ассоциации с классикой 19-го века: балерины словно сошли с гобеленов, картин, украшавших залы дворцов и великосветских салонов Санкт-Петербурга и Москвы той далёкой эпохи. Но шедевры искусства не имеют временных границ; в какие бы годы мы ни жили, мы всегда будем замирать от восторга, трепетно прикасаясь к вечно живой классике.

Те же чувства возникают в наших сердцах, когда мы словно погружаемся в вольную водную стихию. Океанские волны, кажется, достают нас со сцены, они мощные, величественные, свободные (Океан – артист театра «Русский балет» Сергей Орёл), а рядом переливаются радужным блеском маленькие жемчужины. Нежные, искрящиеся, грациозные (Жемчужины – Арина Кобзарева и Евгения Увакина, I курс), они в гармонии с огромным, вечным океаном. Обо всём этом на языке классического балета рассказывает нам композиция «Океан».

Какая же классика может быть без волшебной сказки? И вот перед нами оживают образы из балета «Коппелия» Л.Делиба. Оживают они великой силой искусства, и мы чувствуем, как сказка входит в зал, сойдя со сцены. Они рядом с нами (Сванильда – Мария Бахаева, I курс; Франц – Александр Кочевин, II курс и студентки I курса). Их виртуозность, филигранные па остаются в памяти и тогда, когда мы прощаемся с исполнителями , осыпая их цветами и провожая восторженными взглядами.

Хочется отметить блистательное исполнение «Цыганского танца» из балета «Дон Кихот». Выпускники Мария Цибулина и Руслан Гависов своим темпераментом, виртуозностью танца заворожили зрителей, среди которых были признанные знатоки хореографии, балетная элита. Мы увидели на сцене хореографическую миниатюру «Отчаяние» С. Прокофьева (хореография Л. Якобсона) в исполнении выпускницы Эделии Ристер – яркая, современная хореография, танец на пределе эмоционального напряжения, всё надрывно, стремительно. Балерина то рвется вперёд, то застывает в скульптурных позах.

Студенты, учащиеся МХУ – и выпускники, и те, кто ещё учится в младших классах, – радовали и народным литовским танцем «Клумпас», вызывая улыбку зрителей непосредственностью, лукавым юмором юных танцоров.

Па-де-сис из балета «Эсмеральда» Ц. Пуни и Р. Дриго вводят нас в чарующий мир, где царит юная цыганка Эсмеральда, с её искренностью чувств, самоотдачей, преданностью избраннику (исполнители - выпускники третьего курса).

В третьем отделении мы снова оказываемся в царстве высокого искусства балета, на сцене – сама Поэзия танца. Па-де-де из балета «Жизель» А.Адана заворожило всех, истинная классика заявила свои права. Более трепетной, одухотворенной Жизели (в исполнении Натальи Пугачёвой) трудно представить – а ведь это выпускница, вчерашняя студентка. Рядом с ней – элегантный Артём Лепков (выпускник 2014 года). Блистательный калейдоскоп: «Мамаша Жигонь» (Анастасия Ролдугина, второй курс); «Гопак» (Руслан Гависов, выпускник) – он буквально летает по сцене, с таким размахом, широчайшей амплитудой полёта, вдохновенно.

Мощный, яркий финал – фрагмент из балета «Лауренсия» А. Крейна – исполнили все выпускники этого года.

Такой концерт можно считать прекрасным подарком всем тем, кто по-настоящему любит искусство. За этим праздником хореографии стоит колоссальный труд и учащихся, и педагогов: лауреата премии Правительства РФ Ольги Шаройко, доктора педагогических наук Виталия Ахундова, кандидата педагогических наук Натальи Пермяковой, заслуженного артиста РФ Алексея Борзова, заслуженной артистки РФ Марины Александровой, заслуженного артиста РФ Антона Домашева, Лилии Васильевой, Александры Гривниной, Рафаэля Ибатуллина, Богданы Лапиной, Екатерины Минеевой, Светланы Попковой, Михаила Шульгина. Хочется выразить огромную благодарность художественному руководителю МХУ, народному артисту СССР, Лауреату Государственной премии СССР, профессору Борису Борисовичу Акимову и, конечно же, директору МХУ Наталье Васильевне Филатовой. Это ценой их неустанного труда сохраняются и развиваются великие традиции русской классики и то, что заложено основателем училища народным артистом России, профессором В.М. Захаровым.

Версия сайта для слабовидящих